Биография алигаджи из инхо краткое содержание. "али-гаджи из инхо" материал по краеведению на тему. Идейно-художественное своеобразие афоризмов Али-Гаджи

05.04.2024 Искусство

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Алигаджи из Инхо. Родился в селе Верхнее Инхо(ныне Гумбетовского района) в 1845 году, в семье горца Газимагомеда. До 12 лет мальчик, воспитывался в семье и учился в школе аула, затем был отправлен отцом на учебу в медресе другого селения - Миатли. Проучившись в Миатли 10 лет, Али-Гаджи вернулся в родной аул. Вскоре после возвращения, он принял приглашение джамаата соседнего аула Орота на должность (имама) дибира. Затем переехал на ту же должность в селение Буртунай.

4 слайд

Описание слайда:

Проработав там год-полтора, он по просьбе жителей кумыкского аула Эндери переезжает к ним и становится на долгие годы (семнадцать лет) дибиром в мечети. Об Али-Гаджи известно также, что он дважды совершал святое паломничество в Мекку - хадж, за что и получил звание Хаджи (святой). Известно, что первая поездка была организована для встречи горцев с находившимся в Мекке Шамилем (приблизительно в ноябре 1870 г., когда Али-Гаджи работал в Орота), вторую поездку поэт совершил уже в годы жизни в Эндирее.

5 слайд

Описание слайда:

Поэзия Али-Гаджи еще при жизни поэта снискала признание и любовь народа. Широкое хождение и популярность имели его дидактические стихи, мудрые изречения и назидания, религиозные проповеди и песнопения, элегии и сатирические стихи. С 1905 года произведения поэта интенсивно печатаются в Темир-Хан-Шуре в типографии М.Мавраева. Они вошли в сборники Сиражудина из Обода "Бустан Аваристан" ("Сад Аваристан", 1905), Абдуллагаджи из Чоха "Ваг1забазул т1ехь" ("Сборник проповедей", 1912).

6 слайд

Описание слайда:

Стихи поэта впервые при советской власти были изданы известным аварским филологом Абдулатипом Шамхаловым в состав­ленном им сборнике "Старинные песни и рассказы аварцев" (1928). После значительного перерыва в 1958 году они были напечатаны в "Антологии аварской поэзии"

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

В Год литературы в Дагестане отмечается 170-летие со дня рождения выдающегося классика дагестанской литературы Алигаджи из Инхо, который внес значительный вклад в развитие поэтической культуры своего народа. Это знаковое совпадение, и заключается оно не только в том, что юбилей позволит ещё раз вспомнить об авторе бессмертных произведений, но и в том, что юбилейная дата поэта предлагает взглянуть на историю дагестанской литературы через призму жизненного подвига Алигаджи из Инхо, одного из самых талантливых и отважных сыновей Дагестана.

11 слайд

Описание слайда:

Незаурядное дарование, поэтический талант Алигаджи из Инхо получили признание читателей и были высоко оценены дагестанской критикой и литературоведением. Показателем важной его роли в дагестанском словесном искусстве служит его творчество, перешагнувшее национальные рамки. Его произведения были изданы в переводе на русский язык и обрели известность в масштабе страны. Ценность литературного наследия Алигаджи из Инхо определяют его произведения, обладающие незаурядным художественно-эстетическим звучанием, богатством родного языка.

12 слайд

Описание слайда:

Для нынешнего поколения читателей значимость его поэтических произведений важна еще и тем, что в них находят выражение культурные традиции, нравственно-этические ценности, выработанные многовековым развитием дагестанского общества. И творческая деятельность, и жизненный путь Алигаджи из Инхо свидетельствуют о том, что он видел свое призвание в служении народу, был патриотом родного края, радел за его лучшее будущее. Имя Алигаджи из Инхо стоит в одном ряду с признанными классиками дагестанской литературы Омарла Батыраем, Ирчи Казаком, Етимом Эмином, Гамзатом Цадаса, Абуталибом Гафуровым.

13 слайд

Описание слайда:

В столице нашей республики существуют улицы, названные в честь дагестанских поэтов-классиков, но, к большому сожалению, в этом списке нет Алигаджи из Инхо. Было бы разумным решением администрации Махачкалы присвоить его имя одной из улиц или площадей, а в селении Верхнее Инхо открыть музей поэта. К счастью, сохранился дом, где он родился и провел молодые годы. И хотя этот дом за прошедшее время не раз перестраивался, его можно считать «родным» домом поэта.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Вопрос подготовки к 170-летию со дня рождения поэта, философа, духовного просветителя Али-Гаджи из Инхо обсудили на рабочем совещании Главы района М. Магомедалиева. На совещании присутствовали заместитель главы администрации района А. Каримов, начальник отдела культуры М. Умардибиров, директор центра традиционной культуры народов России Н. Ахмедибиров, директор центральной библиотечной системы С. Абдулмуталибова, корреспондент районной газеты Г. Гебеков. Выступившие на совещании зам.главы администрации А. Каримов, начальник отдела культуры М.Умардибиров, С. Абдулмуталибова рассказали о плане мероприятий по подготовке и проведению юбилея Али-Гаджи из Инхо. Подводя итоги совещания, глава МР "Гумбетовский район" Магомедали Магомедалиев дал конкретные поручения по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 170-летию поэта и ученого- арабиста.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

СТИХИ УЧАЩИХСЯ МКОУ «ИГАЛИНСКОЙ СОШ», ПОСВЯЩЁННЫЕ 170-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛИ-ГАДЖИ ИЗ ИНХО

18 слайд

Описание слайда:

АЛИ-ГАДЖИ ИЗ ИНХО Я мало знаю об Али-гаджи из Инхо, Но, наслышана, что советами прославился он. Клеймил лицемеров, ценил труд пастуха, И уважали его в селении родном. Вот и ныне наступает юбилейная дата, Соберётся народ чествовать поэта. Будут речи страстные звучать в этот день, Хвалебных споют много песен. И скажу я словами мудрого поэта, Истина их совсем проста. «Жизнь свою, посвятившую служению стране, Меркнувших звёзд не забываются имена». Тажудинова Гогар ученица 9 класса

19 слайд

Описание слайда:

Али-гаджи, твои мудрые назиданья, Познать стремилась в детстве я. Жизненные уроки понять стремилась, Чарующими дух стихами, наслаждалась. Нектаром твоей поэзии чудной, Насытиться всласть не в силах я. Сижу за книгою, мудрость постигая, Стихи твои стали моей жизненной опорой. Спасибо тебе,Али-гаджи за бесценное творенье, Оно-лучшее в мире, без сомненья. Столько в них истины, вероучения, И каждый пусть черпает из него себе изреченье. Таймударова Замира 9 класс

20 слайд

Описание слайда:

Сокровищница мудрости великого мыслителя эпохи, Энергию духа питает мою. Восхвалял людскую благодетель, порицал грехи, Этим Али-гаджи учёность проявил свою. *** Маленький томик сочинений Али-гаджи, Кладезь назиданий для каждого из нас. Мой друг, его мудростями дорожи, И духовная чистота прибавится у вас. *** Мудрейшим философом эпохи тебя нарекли, Нравоучениями жизни прославился ты. Они- путеводной звездой для многих стали, На просторах всей земной широты. *** К лицемерам и хамам ты был непримирим, Уважителен был к больным и нищим. Учёность и разум своим детям наставлял, И от несправедливостей людей иногда страдал. *** Твой мудрый взгляд, острые мысли, Как не хватает нынче нам. Они народу правду открывали, И потому дороги потомкам. Эфендиев М.М.

21 слайд

Описание слайда:

Умудрённый опытом мудрец из Инхо, Покорил весь мир изреченьем превосходным: «Не познав тяготы труда,отдыхать желающий, Пусть пожнёт без серпа участок не засеянный». *** Весну, сменив, наступает жаркое лето, Жизнь без оглядки убыстряет бег. И вижу поэта-Али-гаджи силуэт где-то, И предстаёт передо мною коварный век. В образе хищника ходят люди, Алчностью овладели наши души Нечист на руки судья-кади, А сколько голодают без пищи. Не вытерпел бы мудрец несправедливость Драчливость, кичливость и сиротливость. Ведь жизнь поменяла устои нрава, Не умом нынче ценится голова. Спасибо, тебе великий мудрец Али, Наставленья мне твои помогли. Я в неоплатном долгу перед тобою, И потому обращаюсь к тебе мольбою. Али-гаджи, сердечное спасибо за стихи! Магомедова Рукият 9 класс

Так же как даргинец Омарла Батырай, кумык Ирчи Казак, лезгин Етим Эмин, Али-Гаджи открыл новую страницу в истории культуры своего народа, сменив уходящую в глубь веков традицию арабо-язычной литературы на самобытные художественные традиции своего народа и положив тем самым начало развитию аварской литературы на родной языковой основе.

Поэзия Али-Гаджи еще при жизни поэта снискала признание и любовь народа. Широкое хождение и популярность имели его дидактические стихи, мудрые изречения и назидания, религиозные проповеди и песнопения, элегии и сатирические стихи. С 1905 года произведения поэта интенсивно печатаются в Темир-Хан-Шуре в типографии М.Мавраева. Они вошли в сборники Сиражудина из Обода "Бустан Аваристан" ("Сад Аваристан", 1905), Абдуллагаджи из Чоха "Ваг1забазул т1ехь" ("Сборник проповедей", 1912). Причем наряду с религиозными наставлениями в эти сборники были включены и стихи светского характера — "Седой волос", "Как голодные волки", "О невежестве", а также дидактические миниатюры поэта. В 1913 году в типографии Мавраева отдельным изданием вышла поэма Али-Гаджи "Взятие Мекки", воспевающая исторический поход Пророка в Мекку. Известен был Али-Гаджи и на Востоке, где он издавался наряду с Гасаном из Кудали, Мухамед Тахиром ал-Карахи и др.

Однако большой и признанный мастер художественного слова, оставивший значительное по объему и тематическому диапазону, разнообразное по стилю и жанрам наследие, Али-Гаджи не так-то легко был принят новой властью, установившейся после революции 1917 г. В этом смысле Али-Гаджи повезло даже меньше, чем его собратьям по перу, ибо признание художника идеологизированной наукой в не меньшей, если не в большей степени, чем его талантом и самим творчеством, стало определяться такими атрибутами, как крестьянское происхождение, отсутствие привычного для того времени арабисткого образования, неграмотность, страдальческая судьба, загубленная феодалами жизнь.

Относительно крестьянского происхождения следует сказать, что все творцы, все классики дагестанской национальной литературы были выходцами из крестьян, мы не знаем ни одного поэта и даже ученого-арабиста из ханской среды, из рода шамхалов. Овладение арабистским образованием, по свидетельствам исследователей

Было тяжким трудом, требовавшим большой самоотверженности и самоотречения. Знать в лучшем случае предпочитала службу в царской администрации, офицерские чины. Так куда легче, "без пота", как говорил Али-Гаджи, можно было обеспечить себе и деньги, и почет. Ученые-арабисты, они же и поэты, в большинстве своем даже занимая должности богословов, вынуждены были, чтобы прокормиться, работать на земле. Потому им были понятны и близки тяготы и заботы бедного люда, потому в их творчестве так четкое прослеживается разделение общества на бедных и богатых на власть имущих и обездоленных.

Новой власти и ее идеологам недосуг было разбираться во всех этих "тонкостях". Отсюда — все, что имело отношение к религии, арабскому влиянию, было обречено на изживание. Ученый-арабист, служитель культа, многие годы проповедовавший идеи и постулаты исламского благочестия, Али-Гаджи не укладывался в эти готовые оценочные стандарты. В результате — значительная часть творчества, так называемая духовная поэзия, отклонена как реакционная, а к остальной — подход с большой осторожностью. Однако, несмотря на все препоны и препятствия, интерес к Али-Гаджи не угасал, творчество поэта неудержимо притягивало к себе внимание ученых — и не только филологов, но и историков, и философов. Порой сознательно обходя острые углы и запретные темы, а порой и искренне разделяя регламентированные оценки и взгляды, исследователи тем не менее не давали зарасти тропе к поэзии Али-Гаджи, держали ее постоянно "на виду.

Художественный мир Али-Гаджи из Инхо

Ч. Юсупова

Али-Гаджи из Инхо – один из ярких представителей блистательной когорты дагестанских поэтов второй половины XIX в. Так же, как даргинец Омарла Батырай, кумык Йырчи Казак, лезгин Етим Эмин, Али-Гаджи открыл новую страницу в истории культуры своего народа, сменив уходящую в глубь веков традицию арабоязычной литературы на самобытные художественные традиции своего народа и положив тем самым начало развитию аварской литературы на родной языковой основе.

Али-Гаджи из Инхо (1845–1891)

Поэзия Али-Гаджи еще при жизни поэта снискала признание и любовь народа. Широкое хождение и популярность имели его дидактические стихи, мудрые изречения и назидания, религиозные проповеди и песнопения, элегии и сатиры. С 1905 г. произведения поэта интенсивно печатались в Темир-Хан-Шуре в типографии М.-М. Мавраева. Стихи его вошли в сборники Сиражудина из Ободы «Сад Аваристан» («Бустан Аваристан», 1905), Абдуллагаджи из Чоха «Сборник проповедей» («ВагIзабазул тIехь», 1912). Наряду с религиозными наставлениями в эти сборники вошли и стихи светского характера – «Седой волос», «Как голодные волки», «О невежестве», а также дидактические миниатюры поэта.

В 1913 г. в типографии Мавраева отдельным изданием вышла поэма Али-Гаджи «Взятие Мекки» («Макка бахъиялъул турки»), воспевающая исторический поход Пророка Мухаммеда в Мекку. Известен был Али-Гаджи и на Востоке, где он издавался наряду с Гасаном из Кудали, Мухаммед-Тахиром ал-Карахи, Гаджи-Магомедом из Сугури и др.

Однако большой и признанный мастер художественного слова, Али-Гаджи не так-то легко был принят новой властью, установившейся после революции 1917 г., ибо признание художника идеологизированной наукой больше, чем его талантом и самим творчеством, стало определяться такими атрибутами, как крестьянское происхождение, отсутствие привычного для того времени арабистского образования, неграмотность, страдательная судьба, загубленная феодалами жизнь.

И, тем не менее, интерес к Али-Гаджи не угасал, творчество поэта притягивало к себе внимание ученых – и не только филологов, но и историков, философов. Порой сознательно обходя острые углы и запретные темы, а порой и искренне разделяя регламентированные властью оценки, исследователи не давали зарасти тропе к поэзии Али-Гаджи. Стихи поэта впервые при Советской власти были изданы известным аварским филологом Абдулатипом Шамхаловым. Они вошли в сборник «Старинные песни и рассказы аварцев» (1928), а позднее в «Антологию аварской поэзии» (1958). В 1972 г. вышел отдельный сборник произведений поэта «Стихи» («Назмаби»), а в 1995 г. – сборник стихов поэта «Сочинения» («Асарал»), куда вошла, наконец, и его духовная поэзия.

Русский читатель впервые познакомился с творчеством Али-Гаджи в 1934 г. в «Дагестанской антологии», позже стихи его были напечатаны в сборниках «Поэзия народов Дагестана» (1960), «Дагестанские лирики» (1961). Первые биографические данные и первую оценку творчества Али-Гаджи дал Абдулатип Шамхалов в составленном им вышеназванном сборнике. С тех пор высказывания и статьи о поэзии Али-Гаджи и ее месте в истории аварской литературы не раз появлялись в печати. Авторы отмечали социальную направленность и остроту произведений поэта, их высокие художественные достоинства, выявляли сложность, неоднозначность и противоречивость его художественного сознания.

На большую роль Али-Гаджи в развитии дагестанской культуры второй половины XIX века указывает профессор Р. М. Магомедов, значительное место анализу мировоззрения поэта уделяет в своей монографии доктор философских наук М. Абдуллаев.

Не ослабевает интерес к творчеству Али-Гаджи и в 70-е годы, напротив, он становится более интенсивным и глубоким. Творческий портрет художника с присущей ему эмоциональностью и поисковой широтой создает известный дагестанский критик Камиль Султанов, изучению творчества Али-Гаджи посвящает раздел в своей книге о дореволюционной аварской литературе С. Хайбуллаев, по-новому подойти к поэзии Али-Гаджи стремится в развернутом предисловии к сборнику «Стихи» («Назмаби») Абасил Магомед, с монографической работой о поэте выступает Ч. Юсупова. Привлекая большой фактический материал, исследователи выявляют тематическое и жанровое многообразие поэзии Али-Гаджи, ее социальную, философскую и морально-этическую проблематику, глубину заложенных в ней мыслей, страстность художнических поисков, бескомпромиссность в утверждении правды и справедливости, нравственной чистоты и совершенства. Сейчас Али-Гаджи интересен всем, его читают, изучают в институтах, о нем пишут, с любовью и преклонением отмечают его юбилеи.

Однако над современными исследователями творчества Али-Гаджи, кажется, нависла опасность впадения в крайность. В противовес бывшему замалчиванию его духовной поэзии и деятельности прослеживается желание выхолостить из его поэзии все светское, земное, а его самого приобщить едва ли не к лику религиозных святых, хотя ни творчество, ни личность поэта, достаточно выпукло выступающая в воспоминаниях его земляков, не дают для этого основания.

Мы не располагаем обстоятельными документированными биографическими данными о жизни Али-Гаджи. Годом рождения поэта, по сведениям А. Шамхалова, считается 1845 г. Родился Али-Гаджи в селении Верхнее Инхо нынешнего Гумбетовского района в семье простого крестьянина – горца Газимагомеда. До 12 лет мальчик воспитывался в семье и учился в примечетской школе аула, затем был отправлен отцом по принятому обычаю на учебу в медресе другого селения – Миатли. Проучившись в Миатли 10 лет, Али-Гаджи вернулся в родной аул. Вскоре после возвращения он принял приглашение джамаата аула Орота на должность дибира. Затем переехал в селение Буртунай (на ту же должность), проработав здесь год-полтора, он по просьбе жителей кумыкского аула Эндери переехал к ним и стал на долгие годы (семнадцать лет) дибиром в их мечети. Здесь же он умер и был похоронен в 1891 г. Об Али-Гаджи известно также, что он дважды совершал хадж, за что и получил звание – хаджи. Известно, что первая поездка была организована для встречи горцев с находившимся там Шамилем (приблизительно в ноябре 1870 г.), вторую поездку поэт совершил уже в годы жизни в Эндери. Таковы внешние события жизни Али-Гаджи. Они, как видим, не столь богаты и разнообразны, но за этим несложным и размеренным бытием стояла напряженная работа ума и сердца, интенсивная духовная и творческая деятельность.

Дом Али-Гаджи из Инхо.

«Умное сердце, мудрая голова, глубокие мысли» («Щодораб ракIги, гIакъилаб бетIерги, гьваридаб пикруги») – вот что в первую очередь отмечается в личности Али-Гаджи в воспоминаниях его земляков, собранных неутомимым энтузиастом и хранителем наследия поэта Османгаджи Магомедовым. Ум, настоянный на доброте и расположенности к людям, – можем добавить мы к этому, опираясь на факты и события жизни поэта, на его художнические идеалы и устремления. Удивительна и редкостна сама цельность и соотнесенность жизни реальной и поэтической. Али-Гаджи жил, как писал, и писал, как жил. Вошедший в аварскую литературу как поэт-рационалист, наставник и воспитатель людских нравов, этики и морали, Али-Гаджи и сам в быту был для своих окружающих нравственным учителем.

Началом литературного творчества Али-Гаджи можно считать любовную лирику, хотя долгое время в науке существовало мнение, отрицавшее вообще обращение поэта к миру интимных чувств и переживаний.

Однако в 1972 г. в сборнике «Стихи» появляется четырнадцать малоизвестных стихотворений Али-Гаджи, ярко и многогранно эстетизирующих вечную тему поэзии и в корне изменяющих наше представление о поэте. Любовная лирика поэта не только открыла богатый и полнокровный мир простых человеческих чувств, радостей и переживаний, но и с большой убедительностью позволила проследить движение мировоззренческих и философских взглядов и устремлений художника.

Для мироощущения Али-Гаджи органична высокая поэтизация любовного чувства, возвышенно-благоговейное отношение к любимой. Здесь большую роль играет эстетика привычного, использование потенциальных внутренних резервов народной песни, где ведущей стилистической фигурой становится гипербола, сильное преувеличение. Возлюбленная «краше всех» («лъи-дасаго берцинай»), «шейх среди девушек» («мусудузул къукъадул къутIбу»), «одни ее брови – глаза дороже ста девушек» («цо нусго ясалдаса кьенсер-бер багьа бугей»), своим появлением она озаряет светом улицы, лишает покоя молодых («гIамал хисун лъугьуна, тату хун сверсведула»), вселяет мечты в души пожилых («хере-зулги хиял дуде батула») и т. д.

Порой использование религиозных святынь для выражения земного становится даже чересчур смелым. Хаджии, молящиеся земной женщине, – это уже святотатство, но Али-Гаджи идет еще дальше. Он предлагает начинать любое дело не с заветной формулы ислама – «Бисмиллагъ» («Во имя Аллаха»), а с имени его возлюбленной. В качестве обращения к любимой поэт также использует божественную формулу – «АльхIамдулилагь» («Хвала Аллаху»), с которой, собственно, открывается Коран.

В столь же возвышенных красках и приемах изображаются и чувства лирического героя к своей возлюбленной. Здесь и знакомые образы сожженного сердца, и попавшей в капкан дичи, и погибающего от любовного недуга и сходящего с ума от любви поэта, и призывы сжалиться над бедным влюбленным, принять его мольбу, исполнить его мечту, вернуть свет и т. д.

Очень скоро Али-Гаджи становится тесно в рамках поэзии чувств, любовных излияний и поклонений, художнические интересы его расширяются и уходят в совсем иные сферы человеческой жизни и деятельности. Собственно, в самой любовной лирике всходят первые ростки будущих изысков поэта, где ведущей тенденцией становится аналитический пафос и где поэт-рационалист решительно берет верх над поэтом-лириком.

Сел. Верхнее Инхо.

Так, в его более поздних поэтических посланиях к возлюбленной мы обнаруживаем заметный слой рассудочного, наставительно-морализаторского. Рассматривая возникшую «еще до рождения мира» любовь как большое человеческое достояние, поэт требует разумного и бережного отношения к ней. В возлюбленной поэт хочет найти умного друга и верного спутника по нелегкой дороге жизни. С этих позиций уже не имеют значения для него даже такие обязательные атрибуты возлюбленной, как красота, стройный стан и т. п.

Характерным для Али-Гаджи становится и представление о поэзии как об очень высоком и значительном явлении в жизни общества, о нетленности поэтического слова, о неподвластности его влияниям времени и внешним воздействиям.

Он создает яркие и убедительные картины писательского труда, системой метафор, связывающих работу художника с работой ювелира, ткачихи, каменщика, подчеркивает не только его сложность, требующую такого же напряжения и мастерства, но и утверждает его как профессию, как правомерную и важную сферу деятельности человека. Отвергая тем самым бытовавшее в горах в некоторых кругах несколько пренебрежительное отношение к труду поэта.

Осмысливая поэзию Али-Гаджи во всей ее полноте и многообразии, нетрудно заметить доминирующее положение в ней рационалистического направления, восходящего к средневековой арабо-мусульманской культуре, к выдвинутому ею принципу «разумности», разумности во всем, начиная с небесных сфер и кончая любой областью человеческой деятельности. Контакт Али-Гаджи с восточной культурой отчетливо просматривается на конкретных примерах отдельных ее творцов и их творений. В первую очередь здесь можно говорить о великом поэте и мыслителе Абу-ль-Аля аль-Маарри, воплотившем в себе, по признанию исследователей, духовный и эстетический опыт всей арабской поэзии и общественной мысли. Отголоски мыслей, чувств и переживаний аль-Маарри мы постоянно обнаруживаем в лирике нашего поэта и прежде всего в «превознесении роли разума как всеобщего критерия, как меры всех вещей» (Б.Я. Шидфар).

Измышления ложны! Нет имама, кроме разума,

Указующего путь и поутру, и вечером.

И если ты повинуешься ему, он повлечет к тебе

Счастье и милость и в пути, и на остановке -

(Пер. Б.Я. Шидфар)

Этот величественный гимн человеческому разуму, его способности противостоять несправедливости, предрассудкам, злу и невзгодам Абу-ль-Аля аль-Маарри спустя девять столетий подхватывает в своих стихах Али-Гаджи из затерянного в дагестанских горах маленького аула Инхо, немыслимо далекого от сирийского города Маарат – родины аль-Маарри.

Если сердечен и красноречив, то состояние – ничто,

Если на душе светло, то и богатство – не забота.

Если обладаешь знаниями, не страшно и на реке,

Если разум мне дан, не дрогну и на скале.

Поэтическая концепция Али-Гаджи реализуется в основном в формах, где антитеза и антитетичность становятся эстетическим и философским принципом. В целом ряде стихов – «Знание и невежество» («Гелму ва жагьлу»), «О, эти ученые» («Ва, гьал гIалимзаби»), «Попусту не стой» («ГIадада чIоге»), «Образованному человеку» («ЦIаларав чиясде») и других – по известному принципу «добро – зло», «свет – тьма», «земное – небесное» выстраиваются оппозиционные пары – «наука – невежество», «ученый – невежда» и т. д.

Все проходит, все тленно в этом мире – молодость, любовь, вражда, власть, богатство, и все приносит человеку лишь страдания.

Отсюда и чрезвычайно высокий пиетет ученого, образованного человека. В поэтическом восприятии Али-Гаджи ученый – лучший гражданин и самый достойный представитель общества, ибо именно он берет на себя заботы о народе, он спешит на выручку бедняку, попавшему в беду, он дает отпор подлым замыслам беков и всевозможных начальников, он разоблачает мошенников и всякого рода обманщиков.

В общий процесс поляризации и разделения общества, характерный для поэтического сознания Али-Гаджи, все решительнее входит противопоставление материальных и духовных ценностей друг другу. Контрасты, которые поэт наблюдает в окружающей жизни, постепенно отливаются в формы, где сама бедность образованного человека становится символом душевного благородства и нравственной чистоты, в то время как богатство и чрезмерный достаток невежды олицетворяют спесь и глупое чванство.

Все сильнее проникаясь сознанием, что только отсталость и невежество являются причиной всего злого и неправедного в обществе, и одновременно верой в силу разумного слова, в способность его улучшить мир и природу человека, сделать его добрее и справедливее, Али-Гаджи выступает страстным пропагандистом разума и знаний. Поэзия его принимает открыто назидательно-дидактический характер в наиболее важных своих частях, размышлениях над смыслом жизни, над духовной и физической эволюцией личности. Любимым жанром поэта на долгие годы становится популярный дидактический жанр увещевания.

Первым достоинством идеальной личности в философии жизни поэта становится трудолюбие. Призывы к неустанному труду, необходимости заполнить свою жизнь трудом в изобилии рассыпаны по всему творчеству Али-Гаджи, складываясь в лаконичные и емкие афоризмы.

Признание и славу поэту принесли те произведения, в которых дидактическое неразрывно сливается с художественным, где простота и ясность выражения сочетаются с яркой образностью, отточенной метафорой, емкими сравнениями, иносказанием и афористичностью. Али-Гаджи создает большой свод афоризмов и мудрых изречений, квинтэссенцию своих наблюдений, размышлений с высоты приобретенного опыта, учености, мудрости над основными вопросами бытия, открытый разговор о человеческих слабостях и пороках, о том, что заслуживает похвалы и что – осуждения, о тунеядцах и любителях легкой наживы, о сплетниках и подхалимах, о зависти и коварстве, об алчности и скупости, о дурном поведении ученых и фарисействующих духовников, о ханжестве и неискренности, о бедности и богатстве. Выраженные сжато, лаконично, в ярких, западающих в душу образах и сравнениях, многозначных иносказаниях и метафорах, поэтические идеалы добра, справедливости, равенства находили отзвук в живых чувствах горцев, отвечали их умонастроению, над ними задумывались, а часто по ним строили и свою жизнь.

И не случайно именно Али-Гаджи – апологету народно-освободительной борьбы и свидетелю ее поражения, мыслителю своего народа, гуманисту с тонким чувством современности и осознания трагической судьбы – принадлежит честь создания первой аварской дидактической поэмы «Море разума» («Гакълудал ралъад»), открывшую способность большого художника перейти от односторонних и фрагментарных медитаций, касающихся в основном правил хорошего поведения и нравственно-этической благовоспитанности человека, к развернутому и многостороннему осмыслению проблемы человека и общества.

Красной нитью проходит через поэму идея народа – хранителя духовных, нравственных и этических ценностей, народа как высшего судьи. Потому так важно, в понимании поэта, заслужить признание народа, снискать его уважение, оставить добрый след в его памяти, заниматься трудом, приносящим радость народу.

Шагом вперед в аварской дидактической поэзии явилась и поставленная в поэме проблема общественной и социальной природы морали. Не однажды поэт напоминает о тяжелой жизни народа, о гнете и насилии, которым он подвергается со стороны сильных мира сего, о тех, кто присваивает чужой труд. Болью и гневом сменяются в таких случаях наставительные, «учительные» интонации поэмы:

ХIикмат заманалъул, зазгIадин хъачIлъун,

Зар къан халкъквегъани, ккела зулмулъи.

Странное время, колючее, как репейник,

Народ кулаком задавлен – совершается насилие.

Примечательно и то, что спасение от жестокости и зла, охвативших общество, Али-Гаджи видит в самом народе, в его единении. Поэт открыто декларирует, что единство народа – несокрушимая сила («…галамалъул къуват – къей гьечIеб цолъи»).

Естественным и закономерным продолжением дидактического течения поэзии Али-Гаджи явилась его сатирическая лирика – «доказательство от противного» тех же этических и эстетических идеалов, которые провозглашала его рационалистическая поэзия.

Характерно и то, что, в отличие от более или менее однотипных и стандартных в целом дидактических восхвалений разума, высмеивание «неразумия» протекает значительно разнообразнее и ярче, и не только потому, что чрезвычайно широк сам спектр людских пороков, но и в не меньшей степени обращенностью самой сатиры непосредственно к эмоциональной сфере человека.

В многослойном и неоднозначном жанрово-художественном составе сатирической лирики Али-Гаджи выявляются два довольно четко выраженных направления: одно из них представляет собой как бы продолжение традиционной дидактической поэзии, соединившее увещевательно-наставительный пафос с обличительным, назидание и сатиру; второе – страстную и непримиримую критику основанного на лжи и насилии общества, уничтожающее разоблачение несостоятельного и несправедливого мира богачей и власть имущих, т. е. являет уже собственно социальную сатиру с ее важнейшими стилистическими приемами.

Яркие и колоритные образы носителей самых острых и злободневных пороков своего времени и вообще человека создает Али-Гаджи в стихах, где увещеватель и обличитель, наставник и сатирик в едином стремлении «улучшить нравы» людей органически сливаются друг с другом. В созданной поэтом «блистательной» галерее антигероев и антиидеалов нельзя не заметить особое внимание автора к проблеме, казалось бы, и не столь актуальной для того времени в горах – к теме пьянства и пьющего человека. Однако поэт, чуткий и тонкий сейсмограф грядущего, улавливает таящиеся в нем разрушительную силу и зло, и в двух развернутых стихотворениях – «Пьянство – выпивка» и «Опьяневшему в день первой борозды» – всеми способами, на наглядных примерах и картинах, описывая беды и несчастья, которые несет пьянство человеку и всему его окружающему, обращается с этическими просьбами и требованиями:

Прислушайся к верному слову, брось пьянство,

Унижающее жизнь, не дающее дому воскреснуть.

Подумайте, братья, не пейте опьяняющее, -

Крадущее жизнь, осужденное Кораном.

Красочно и многолико представлен у Али-Гаджи и образ сплетника. Склонность к сплетне едва ли не самый тяжкий порок человека в народном сознании. Нет спасения ему и на том свете, ибо грехи его, как написано в Коране, никогда не будут прощены Аллахом. Необратимо ущербна личность сплетника и в художественном восприятии Али-Гаджи: в какой-то степени сплетник становится средоточием всех людских пороков – зависти, лицемерия, злобы, лживости, угодничества и т. д., потому и поэтика его обличения беспощадна и уничтожительна. Вбирая в целом существенные, устойчивые и характерные черты и особенности натуры сплетника, поэт создает его обобщенный образ, типаж, опирающийся на точность внешнего и внутреннего облика, соответствие внешних и характерологических деталей.

Высокую экспрессивность сатирическим характеристикам дают в стихах метафоры, сравнения, ассоциации, меткое слово, обнажающие саму суть, внутреннюю природу сплетника: его невозможно оскорбить, пристыдить, заставить переживать. Сплетник несет беду и гибель людям. Единственное спасение – держаться от него на расстоянии «месячной пешей дороги».

И все же наиболее сильной стороной сатиры Али-Гаджи стала непримиримая социальная критика – поэт не приемлет несправедливого, основанного на насилии и лжи общества. Острая и наступательная сатира прямого и гневного изобличения явилась в значительной степени свидетельством определенных смещений в мировосприятии поэта, сомнений в возможности создания идеального общества на разумных началах, улучшения природы человека с помощью знаний и образования.

Одной из глубоких тем социальной сатиры Али-Гаджи стала тема разлагающей и развращающей власти денег и богатства в пробуждающемся буржуазном обществе. Разработка нравственной, морально-этической несостоятельности богачей, противопоставление «бедняк – богач», соответственно «добро – зло», как мы наблюдали, были сквозными в творчестве поэта. Теперь же основным средством осуждения мира «избранных» становится язвительное осмеяние ущербности богачей, низведение их с пьедестала, на который они тщетно пытаются возвести себя.

На богатых и сильных мира сего возлагает он и вину за все бедствия, которые терпит народ. Сатирическая оценка демонстрируется открыто, в резком противопоставлении образов и понятий.

Крупными мазками, с помощью уничижительных сравнений и гротеска лепит поэт образ богача, его внешний облик и внутреннюю сущность, его повадки и нравы – он носит длиннополую черкеску как знак отличия, особенности положения; на годекане среди людей сидит, «как бык», – угрюмо, надменно; в алчности похож на «лесных гиен». Поэт смеется над его попытками, «не имея ума», вести умные разговоры, издевается над его полной «неспособностью где-либо проявить человечность».

Так, сатира «Ох, бедняги…», написанная Али-Гаджи по случаю назначения своего родственника на должность диванбега – сельского судьи, сразу же строится в форме обращения к коллективу, определенному кругу лиц, находящихся на службе царизма и, по существу, являющихся проводниками колонизаторской миссии на местах – «вы», а не «ты» – объект негодования поэта. Бескомпромиссность суждения и откровенная тенденциозность определяют как единственный стилистический прием сатирического осмеяния инвективу, означающую на латыни буквально «бросаюсь», «нападаю».

Особое место в сатирическом искусстве Али-Гаджи занимает антиклерикальная тема, своей тенденциозностью и эмоциональностью привлекавшая постоянно к себе внимание исследователей. Возникновение ее не случайно. Достаточно глубокими были антиклерикальные мотивы в устном народном творчестве аварцев. Критические высказывания в адрес служителей религиозных культов встречаются и в дагестанской арабоязычной поэзии. Борьба с лицемерием и корыстолюбием духовников, избиравших деятельность проповедника для собственного обогащения, была чрезвычайно развита в арабской литературе, в творчестве аль-Маарри, Абу Нуваса, аль-Мутанабби. «…Знай, что молитва лицемера – это молитва, ведущая в ад, и чистота помыслов важнее, чем чистота тела после омовения», – писал аль-Маарри.

Искренняя вера, нетерпимость ко лжи, несправедливости, низким поступкам и высокая нравственная чистота способствуют активному выступлению Али-Гаджи с острой критикой пороков, разъедавших духовное сословие.

В роли страстного обличителя выступает он в стихотворениях «Будуном, дибиром называют», «Будун пусть провалится», «Когда умирает бедняк». Отказываясь от всякой недоговоренности, полунамеков и иносказаний, поэт откровенно выражает свое полное, ничем не прикрытое презрение к ним. Под благообразной и благочестивой личиной священнослужителей ему открывается их истинная нравственная сущность. У них нет ничего святого, говорит поэт, за всеми их деяниями, даже самыми, казалось бы, возвышенными и благородными, стоят мелкий расчет и корысть, открываются низменные инстинкты, алчность и стяжательство: молитва для них – средство «набить живот», святое паломничество – способ нажиться. Они аморальны в быту, падки на женщин, предаются пьянству, лживы, лицемерны и продажны. Они угодливы и услужливы по отношению к богачам и бессердечны к нуждам бедняков.

Вместе с тем нельзя забывать, что Али-Гаджи был человеком глубокой религиозности, создавшим большую многожанровую духовную литературу, сложную по своему смысловому и эмоционально-интонационному составу. Человек высокой гуманности и искренней веры, он стремился воздействовать на людей, общество всеми способами, формами и методами – логически, рационалистическим сознанием, сатирической образностью и интонациями вплоть до эмоциональных и лирических обращений.

Так, в стихотворении «Призыв готовиться к концу», разрабатывающем вечную тему жизни и смерти в библейском ключе – что же уносит человек с собой и что ждет на том свете неправедных, нет требовательно-побудительного обращения к отступникам. Перед нами проникновенная лирика, полный элегической грусти и сожаления самоанализ поэта, открывшего прежде всего в себе бездну грехов, его изумление и неумение объяснить причину всего этого – «Не знаю – глупость это или чванство?» («ГIадаллъи лъаларо, чIухIи лъаларо?»). В таком же психологическом ключе выстраивается и обращение к другу, мягкое, даже бережное его увещевание, тихая скорбь о несовершенстве человека, которого не может исправить даже религия.

Духовная литература и поэзия Али-Гаджи не замкнута на системе правил религиозного поведения, ее интересы и поиски значительно шире. «Этическая направленность всех монотеистических религий ставит перед верующими и перед общиной верующих нравственную задачу, заключающуюся если не в достижении святости, то в непрерывном продвижении по пути самоусовершенствования», – отмечает Г. Э. фон Грюнебаум. Потому идеал ревностного служения Аллаху мусульманина был неотделим от его нравственного содержания, ибо подлинная вера несовместима с низкими поступками, ложью, лицемерием, завистью и т. д.

Высокими идеалами, возвышающими человеческий дух, поднимающими его над земным, плотским, создающими известный религиозно-моралистический тип романтизма, пропитана вся духовная поэзия Али-Гаджи. Естественным было для этого обращение поэта к образу самого Пророка Мухаммеда, посланника Аллаха на земле, желание рассказать о жизни, отданной от начала до конца служению исламу, воспеть его подвижничество на этом пути и представить в его лице идеал совершенного мусульманина во всей его человеческой красоте и благородстве.

Образ Мухаммеда в творчестве Али-Гаджи получает претворение прежде всего в мавлиде «О, мой друг…» («Вай, дир гьудул…»), в специфическом жанре, связанном с праздником его рождения и представляющем, по существу, панегирик, гимн деяниям, поступкам, жизни Пророка. Идеал и образец для подражания как религиозного, так и морально-этического поведения мусульманина, лицо, «посланное Аллахом для облагораживания человеческих нравов», Мухаммед раскрывается в мавлиде, четко очерченном нравственном и религиозном содержании и совершенстве.

Однако главная заслуга Али-Гаджи в художественном осмыслении высокого образа состояла в представлении Пророка в такой насыщенной фактами и событиями, энергией и эмоциями области, как его вооруженная борьба за утверждение ислама.

Мусульманская историография глубоко изучила военные походы Мухаммеда – битвы при Бадре, на горе Ухуд, при взятии Хайбара, Мота, Хунайна, Хайфы, Мекки и т. д., создала труды, получившие название «магази» – «войны газавата». Многие из них были известны дагестанским ученым. Они изучали их, переводили на свои национальные языки, создавали на их основе свои оригинальные произведения. В этом ряду поэма Али-Гаджи «Взятие Мекки» («Макка бахъиялъул турки»), получившая большую известность как в Дагестане, так и за его пределами, занимает самое почетное место.

В основу поэмы легли события, связанные с одним из завершающих этапов борьбы за установление ислама – сокрушением главного оплота язычников – Мекки. Взятию Мекки Мухаммед придавал особое значение: «В тот день, когда Аллах создавал небеса и землю, он создал Мекку святыней. Это самая большая святыня из всех святынь, и она останется таковой до дня Страшного суда. Не разрешено человеку, верующему в Аллаха, в этот и потусторонний мир, пролить здесь кровь или срубить дерево. Она была неприкосновенной святыней для всех до меня и будет святыней после меня». С такой проповедью обратился Пророк к народу после вхождения в Мекку, оберегая ее от разбоя и кровопролития. Этой задачей объясняется и вся стратегия проведения похода на Мекку, столь необходимого для укрепления веры – именно после ее завоевания арабы стали принимать ислам в массовом порядке.

Сохраняя как главную задачу покорение языческой Мекки и представление самого Мухаммеда в ореоле высокого деяния, Али-Гаджи сумел значительно расширить поэтическую идею, смысл и суть поэмы, углубить ее нравственное и эстетическое содержание.

Так, традиционное для средневекового арабского сочинения славословие Аллаху и его посланнику и рабу Мухаммеду, которым начинается, к примеру, «Взятие Мекки», дополняется еще одним зачином, характерным для дагестанских эпических песен. Любопытно также то, что в поэме отступает на задний план сама религиозная мотивация выступления Мухаммеда. Причина, побудившая Пророка к походу, скорее, мирская, светская – стычка между двумя друзьями, представителями двух арабских племен – мусульман-хазаатов и язычников-банубакринцев – происходит из-за сквернословия банубакринца в адрес Пророка. Конфликт перерос в межплеменную войну, в результате чего все племя хазаатов было перебито язычниками-мекканцами.

Естественные чувства сострадания к потерпевшим и справедливого гнева к предателям, охватившие Пророка и вылившиеся в решимость наказать зло, ложатся в основу похода Мухаммеда во «Взятии Мекки»:

Здесь и дальше просматривается явное тяготение автора к новым гуманистическим и просветительским идеалам, открывается сложный мир его душевных переживаний. Обращение Али-Гаджи к этическим и эстетическим ценностям народа, к категориям верности и справедливости обнаруживается и в структуре образов поэмы, прежде всего ее центрального образа – Пророка Мухаммеда.

Изображение Мухаммеда художественно реализуется, как уже говорилось, в двух аспектах: он и посланник Бога на земле, и в не меньшей степени олицетворение нравственного идеала человека. Художественное восприятие образа Мухаммеда в ипостаси божьего избранника Али-Гаджи дает в условных, аллегорических и символических образах, ибо его божественное, бесконечно-трансцендентальное содержание не вмещалось в рамки предметно-зрительной образности. Как и в духовных песнях и мавлидах, на помощь эстетическому освоению образа приходят яркие оценочные аллегории, патетическая интонация, развернутая цепь сравнений, сопоставлений Мухаммеда с Али, Омаром, Зубайром, Халидом и др. прославленными героями священной войны по линии снижения их достоинств и несопоставимости их с посланником Аллаха.

Однако в образе Мухаммеда Али-Гаджи привлекает еще больше, чем мистическое, его сугубо человеческое содержание.

Мухаммед – вдохновитель и предводитель огромного войска, непосредственный участник всех событий, его образ строится по известному типу песенного героя: он храбр и решителен, всегда впереди войска и т. д. Вместе с тем Мухаммед отмечен большой мудростью и человечностью, наделен сердцем отзывчивым и великодушным. Он наставник и учитель своих воинов, он постоянно следит за сохранением мира и дисциплины среди своих сподвижников.

Духом гуманности и человеколюбия пронизаны поступки Мухаммеда, он великодушен даже к врагам, он прощает предводителя мекканцев Абусупьяна, останавливает своего воина Халида, когда тот в упоении боем разит врагов, просящих пощады. В мимолетной картине прощания с семьей Пророк показан в быту, как всякий человек, обремененный людскими заботами.

Как видно, «Взятие Мекки» во всех направлениях – произведение, выявившее новые возможности аварской дореволюционной поэзии, ее жанровой системы. Содержащая в себе более 700 стихотворных строк, что значительно превосходит по объему предшествующие образцы, поэма развертывается в широкое эпическое полотно, органически вобравшее в себя достижения устного народного творчества и опыт арабской духовной и историографической литературы.

«Взятием Мекки» Али-Гаджи, собственно, решил задачу, многие годы стоявшую перед национальной художественной мыслью, – задачу создания большой стихотворной формы на родном языке. Он блистательно справился с разработкой и организацией сюжета, композиции, образов, языка и, главное, сумел воедино слить традиции восточной поэзии и национального искусства, фольклора и литературы. Религиозный сюжет поэмы при этом не снижает и не исключает ее объективной народности и демократизма.

Обращение к религиозной тематике, к религиозному сюжету было естественно и для дагестанца XIX века и отнюдь не означало коренной ломки складывающейся национально-исторической эпической традиции. События, происходившие с его единоверцами в далекой Аравии, жизнедеятельность Пророка имели отношение и к истории духовной жизни горца, волновали его живое религиозное чувство.

Творческий путь Али-Гаджи завершается созданием элегии – «песни грустного содержания» (В. Г. Белинский). Сама жизнь, все больше и откровеннее открывавшаяся в своем жестоком и бесчеловечном обличии, наполняла стихи поэта мотивами грусти, усталости, разочарования.

Выше уже говорилось о тяжелом потрясении, испытанном Али-Гаджи в связи с поражением в освободительной борьбе, с разгромом восстания 1877 г. и последовавшей за ним кровавой расправой самодержавия с восставшими. Еще одна попытка добиться свободы и справедливости потерпела крушение, порождая в душе поэта глубокую депрессию, лишая его веры в жизнь и перспективу. Безуспешными представляются ему теперь и собственные многолетние усилия пропагандой разума, знаний, образования, назиданиями и увещеваниями.

Первые образцы литературной аварской элегии, как и многие другие поэтические жанры, сложенные на арабском языке, представляли собой посвящения памяти известных ученых и деятелей.

Острой потребностью выразить свое отношение к трагическим событиям истории, излить свои чувства потрясенности и в какой-то степени противопоставить чуждой вере и культуре победителя высокий идеал национального героя в единстве его религиозно-политического и социально-нравственного содержания была вызвана элегическая поэма Али-Гаджи «Дагестан» («Гьаб Дагъистан»), посвященная памяти трех имамов: Гази-Мухаммеда, Гамзата и Шамиля.

Принципы формирования портретов идентичны и в целом выдержаны в традициях народного плача и героико-исторических песен, в интонациях скорби и гордости. Гази-Мухаммед, Гамзат, Шамиль – это не только защитники народа, не только герои, отдавшие жизни за родину, они и борцы за веру, имамы, религиозные вожди, возглавившие великое противостояние мощному наступлению врагов ислама, и согласно религиозной эстетизации мучеников за веру они бессмертны – «шагиды» (святые).

Особенно многогранно представлена в поэме деятельность Шамиля: подготовил народ к борьбе, обучил войско и т. д. Исходя из высшего смысла, Али-Гаджи оправдывает и жестокость установленных им порядков.

И тем сильнее было потрясение падением дела Шамиля. Как великая национальная трагедия, крушение многолетней мечты народа о свободе, социальной справедливости, как развал религиозных и нравственных устоев воспринято поэтом пленение имама. Однако завершающий элегическое раздумье поэта патетический реквием возвышен и оптимистичен. В органичном единстве одических и плачевых интонаций в нем выкристаллизовались глубокое поэтическое предвидение всеобщего признания Шамиля, идея бессмертия его дела и имени.

С именем Али-Гаджи в большой степени связано и развитие в жанре аварской элегии рефлективно-философского направления. Продолжив и развив традиции, заложенные в творчестве Мухаммеда из Кудутля, Абубакара из Аймаки, Гасана из Кудали и других дагестанских арабистов, Али-Гаджи создал блестящие образцы элегий-размышлений, элегий-раздумий, поднимающих общие этические, социальные и собственно философские вопросы о сущности жизни и смерти.

В развитии философской элегии Али-Гаджи значительна роль идеологии ислама, его морально-нравственных норм и принципов. Исходя из предписаний Корана, хадиса и сунны, истинный мусульманин должен смотреть на мир и на себя глазами будущего жителя той блаженной обители, где только и начинается настоящая и счастливая жизнь, а жизнь на земле воспринимать как временную, имеющую смысл лишь как подготовка к тому вечному и нетленному.

«Седой волос» – самая известная элегия Али-Гаджи. В ней сконденсировались наиболее ценные свойства и качества его поэзии – философская глубина мысли, художественное совершенство, свежесть и изящество образов, ясность и красота языка. Она же и наиболее традиционная. Мотив седины как символа увядания и старости не нов в национальных литературах народов Дагестана.

Возможно, именно в силу традиционности мыслей и образов вступление элегии созерцательно-рассудочно и интонационно сдержанно. Но, вчитываясь далее в строки стиха, мы все более и более проникаемся волнением, нам передаются глубокая печаль, страх и сокрушение человека, погруженного в грустные размышления о надвигающемся закате жизни и близкой смерти. Мастерски раскрывает поэт гамму охвативших его душевных переживаний, чувств – он еще был полон сил, желаний, надежд, чувствовал себя молодым, бодрым, и появление седины для него полная неожиданность. Первое движение – такое естественное и человеческое: уйти от неприятных дум, горьких мыслей.

Тема наступления старости и смерти, которые посылаются Всевышним и должны приниматься покорно и смиренно, оборачивается в стихах Али-Гаджи прославлением жизни и ее естественных радостей. За скорбью и безысходной тоской поэта кроется лицо страстного жизнелюба, который на пороге смерти вновь окинул взглядом пройденный путь и с удесятеренной силой почувствовал всю ценность жизни на земле.

Индивидуальный душевный опыт, конкретно-биографическое начало еще более проникновенно звучат в другой элегии Али-Гаджи – «Перо, ты шепни» («Къалам, дуца щуре»). Написанная в период какого-то резкого душевного надлома и депрессии, элегия складывается из перемежающих друг друга плачевой образности и философских раздумий. Она же и наиболее противоречивая и пессимистичная. Вбирая в себя всю горечь несложившейся жизни, утраченных иллюзий, несбывшихся надежд, она не оставляет места для примиряющих рационалистических ходов.

Тонко передает поэт и состояние обреченного человека. Его герой одинок, отторгнут, отчужден от всего живого на земле. Имей хоть тысячу друзей, любящих, близких людей, он остается один на один со своим страданием и в полном одиночестве выходит навстречу своему последнему часу. Здесь вновь вспоминается великий мудрец из Маарата:

Каждый одинок в свой смертный час – и отшельник,

И властелин, окруженный многочисленной свитой!

Однако горькие чувства и печальное настроение в какой-то момент неожиданно прерываются проникновенным выражением затаенной, не подвластной рационалистическим рассуждениям, опрокидывающей скепсис, жалобы и пессимизм, неистребимой любви к жизни:

Смерть – это страшная разрушительная сила, уносящая с собой и превращающая в прах и тлен все самое замечательное и ценное – женскую красоту, молодецкую удаль, золотые руки мастера-умельца, знания и мысли ученого, дружбу двух людей, любовь двух сердец – вот трезвый, реалистический вывод, итог наблюдений поэта-рационалиста. И нет в элегиях ни строчки, рисующей потусторонний мир и радости, ожидающие там правоверного мусульманина. Поэт весь здесь, в этом «грешном», но таком милом и дорогом сердцу мире. Перед нами страстный жизнелюб, ценитель простых, человеческих, земных радостей – семьи, друзей, света, тепла, домашнего уюта и т. д.

Как апофеоз человеку звучат полные оптимизма и веры в бесконечность жизни и человека на земле и строфы элегии «Как прожженная кожа», обращенные к смерти.

Нетрудно заметить в элегических раздумьях Али-Гаджи и социальные мотивы. Жизнь не имеет цены, «не стоит даже пеньковой веревки» («Как прожженная кожа») не только потому, что она преходяща и скоротечна. В тысячу раз тяжелее ее делают царящие в ней жестокость, несправедливость, неравенство.

В большей или меньшей степени во всех своих элегиях Али-Гаджи затрагивал вопрос о социальной несправедливости и неравенстве. Наибольшей глубины и эмоциональности при этом он достигает в элегии «Надежда» («Хьул»).

Общим для широкого и многообразного круга размышлений и переживаний поэта, развернутых в «Надежде», становится их внеличность. Скорбь и грусть, пронизывающие насквозь элегию, не связаны с собственными неудачами поэта, равно как и мечты его не о личных успехах и благополучии. Они глубоко общественны и вызваны тяжелой судьбой и страданиями народа, простых тружеников. С болью смотрит он на истончившиеся и иссохшие от непосильной, бесконечно («тысячи лет») тянущейся, изнурительной работы крестьянские руки и не может удержаться от гневного возмущения тем, что они не принадлежат своим владельцам, «стали слугами чужих», не могут обеспечить им самого необходимого.

В отдельных своих частях «Надежда» предвосхищает будущую романтическую элегию. В ней очень сильны мотивы неправедности и порочности самих основ существующего миропорядка, моменты протеста против социального зла.

В целом еще очень наивны и иллюзорны представления поэта о мире всеобщего благоденствия, о его устройстве, но он, тем не менее, осознает, что нужно народу: «солнечная свобода» – освобождение от притеснений, нищеты и одновременно прекрасный мир единства и равенства.

Таким образом, мы убеждаемся, что в руках искусного мастера элегия становится не только средством оплакивания трагических утрат и выражения горестных переживаний и настроений, но и сложным по содержательному и художественному составу жанром, способным поднимать животрепещущие морально-этические, социальные и собственно философские вопросы.

Исследование творчества Али-Гаджи из Инхо позволяет с полным правом рассматривать его поэзию как ярчайшее свидетельство овладения аварской литературой второй половины XIX века внушительным комплексом животрепещущих социальных, духовно-нравственных, морально-этических проблем.

Автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Дело тамплиеров автора Фо Ги

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Художественный стиль и техника исполнения Анализу стиля и технике выполнения рельефов обычно Уделяется гораздо меньше внимания, чем попытке определить принадлежность группы данников. Рассмотрим вкратце работы, посвященные ахеменидскому искусству, нашедшему

Из книги Скифы [Строители степных пирамид] автора Райс Тамара Тэлбот

Интеллектуальный кругозор и художественный вкус Хотя такие города, как Неаполь Скифский или менее крупный и более бедный городок Каменское, были редкостью в Скифии, кочевники радовались, что они у них были. Действительно, скифы-горожане, как и мелкопоместные английские

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Московский художественный театр в Камергерском переулке, № 3 (1902) Все знают, Московский художественный театр – одно из самых ярких проявлений новаторского русского театрального искусства – «родился» в 1897 году благодаря союзу гениев: Константина Сергеевича

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Художественный и культурный Ренессанс А как же насчет интеллектуального, культурного и художественного феномена Возрождения? В задачи нашей книги не входит слишком подробно останавливаться на этом. Тем не менее никакая история итальянского народа не может считаться

Из книги Византийская культура автора Каждан Александр Петрович

Глава V. Художественный идеал Отличие эстетических принципов средневековья от художественных идеалов античного мира столь же очевидно, как и различие соответствующих социальных и политических учреждений. В течение длительного времени исследователи, отмечая разницу

Из книги Трагедия ордена тамплиеров автора Лобе Марсель

Из книги Источниковедение новой и новейшей истории автора Рафалюк Светлана Юрьевна

2.10. Художественный образ как исторический источник Задание предполагает поэтапный анализ произведения искусства и воплощенного в нем художественного образа в качестве исторического источника (ответ о выполнении задания должен включить все перечисленные ниже

автора Эко Умберто

6.7. Художественный аллегоризм Наверное, удачнее всего охарактеризовано это видение мира в стихах, приписываемых Алану Лилльскому: «Omnis mundi creatura quasi liber etpictura nobis est in speculum; nostrae virae, nostrae mortis, nostri status, nostrae sortis fidele signaculum. Nostrum statura pingit rosa, nostri status decens glosa, nostrae vitae lectio; quae dum primo mane floret,

Из книги Искусство и красота в средневековой эстетике автора Эко Умберто

11. Художественный вымысел и достоинство художника 11.1. «Низшее учение» («Infima doctrina») В культурном сознании Средневековья медленно вызревало новое представление о достоинстве искусства и обретал значимость принцип поэтического вымысла. Схоластическая теория оказалась

Море разума

Аварская литература второй половины XIX века освещена талантом Али-Гаджи из Инхо, обогащена его «морем разума», пленена его лирикой, разбужена сатирой, увековечена афоризмами и наставлениями. Али-Гаджи – поэт, Али-Гаджи – ученый, Али-Гаджи – оплот духовности.

Поэт, ученый, религиозный деятель… Он открыл перед нами многие тайны, постиг глубину духовного мира и высоту разума. Без поэта нет родины и народа, но и поэта нет без родины и народа. Он должен чувствовать их боль, вздохи, радости, печаль, добро и зло, гром неудач, голос беды, достоинство свободы, силу справедливости. Поэт должен иметь чистое и вечное намерение остаться человеком в большом мире и в памяти народа, и если нет такого намерения, то такого поэта засыплет пыль годов. Он, подобно оторванному листу, улетит, пропадет и будет предан забвению, как только его похоронят.

Но Али-Гаджи другой. Он – навсегда. Он будет в памяти народа, покуда народ жив, ибо он слился с народом.

Вот такое чувство наполняет мое сердце, плененное произведениями Али-Гаджи. Поэтому хочу, сказав «Бисмилла» склониться над книгой Али-Гаджи, открыть свои мысли читателям и пуститься в плавание в его «море разума» на своей лодке.

Если смогу, то смогу, а не смогу, не вините, читатель. Я не ученый, я мечтатель. И мечтаю сказать свое слово об Али-Гаджи из Инхо.

Седой волос

Под стихотворением Али-Гаджи «Седой волос» могут подписаться, не задумываясь, самые знаменитые и талантливые поэты мира. Это одна из самых высоких вершин аварской поэзии.

«Седой волос» – это не просто стихотворение – это маленькая поэма. Оно вобрало в себя всю жизнь человека, по нему мы узнаем путь, по которому мысли поэта достигли высших ступеней совершенства. В нем открывается поэтический, наставнический и философский талант Али-Гаджи.

Всем известны строки:

Как ни скрывал я в душе,

Не скрыли виски мои.

Хоть тело берег, спрятавшись дома,

Выдали меня мои волосы.

С самого начала стихотворения ни на кого не похожий стиль. Мы становимся свидетелями тайны жизни, которую открывает поэт. Жизнь, жизнь, жизнь. Али-Гаджи знает её хорошо:

Времена меняются, стрелки бегут,

Года проходят быстро, я старею.

Хоть старея расслабляется тело,

Назло телу сердце молодеет.

Вот поэт взмахнул крыльями для полета мысли. Стих набирает высоту:

От того, что сердце молодеет, тело не оживится

После того, как появятся складки.

От вытягивания шеи спина не выпрямится

После того, как станешь горбатым.

После маленького, но необходимого философского размышления начинается настоящий разговор:

Здравствуй, волос седой, гость мой незваный,

Как ты пришел без моего позволенья,

Касаясь висков, оставаясь на груди,

Не грешно ли тебе меня пугать?

Началась борьба… жизни и смерти, прошлого и нынешнего, молодости и старости, мечтаний и несбывшихся надежд. Впереди неизбежность, но не боится ее поэт, не стыдится седого вестника смерти.

Пользуясь доверием, осел ты на висках,

Ужели подумал, что это волосы красавицы?

Без скромности к телу приник,

Неужто подумал о женской груди?

Этот вопрос задается, чтобы придать уверенности себе. Идет подготовка к битве. Это начало большого подъема.

Знаю, ты не парень, чтобы девушек любить,

Просто я этим тешу себя.

И раньше времени ты не появишься,

Печалюсь оттого, что был не готов к твоему приходу.

В этих строках заключен двойной смысл – мирской и духовный. Поэт себя видит и слышит:

Пусть убьют жену того, кто не любит гостей –

Я боюсь, что буду не способен сделать необходимое.

Пусть умрет подруга того, кому не люб друг –

Я боюсь обнажить скрытое.

Выражения «пусть убьют жену» и «пусть умрет подруга» воспринимаются со страхом. Но, по-моему, поэт имеет право пользоваться любыми словесными приемами, если это придает остроту его мыслям.

Филин, прилетающий к каждой кончине,

Свил гнездо почему-то в ауле моем.

Сова, что таится в укромных местах,

Когда она села около меня, я стал сомневаться.

Засомневался поэт, не прошла ли жизнь его даром, все ли он сделал, чтобы помочь людям, отдал ли должное Всевышнему. Али-Гаджи большинство своих мыслей не выражает, он скрывает их между слов.

Он ищет истину и рисует картины справедливости, приближая нас к простому народу.

Как в зеркале, он показывает нам разные картины:

Прячущаяся в дупле птица

Убила ворона черного.

Убегающая от птиц синица,

Спугнула с гнезда ворону.

В произведениях Али-Гаджи мы видим битву мыслей, перед нами открываются причудливые картины, которые напоминают действительность:

Черный ворон, что охранял мою голову,

Убит совой – значит, наступает конец света.

Судный день, – это когда

Улетит ворон, гнездившийся на голове.

В сердце поэта нет страха. Даже когда появляется седой волос и настает Судный день, поэт хорошо осознает свою силу, он знает цену протекшим дням, он знает свое назначение и готов на все перед лицом наступающей вечности:

На голову мою опустился один недуг,

Не знаю, то ли снег, то ли филин.

Ворона, что была там раньше, улетела,

Вернется она или не вернется?

Несколько раз повторяющиеся слова «ворона», «сова», «филин», «снег» стали символами душевного состояния поэта. Естественно, Али-Гаджи знает, что «черная ворона» (молодость) уже не вернется, но он готов терпеть невзгоды:

Теперь уже с гор снег не сойдет,

До того, как горы не разрушатся.

Если снег и сойдет, то сова улетит,

Лишь после того, как гнездо разрушится.

Здесь ставится точка в первой части стихотворения. Вопросы закончились, надо переходить к ответам. Но это очень значительные вопросы духовного мира.

Смыслом религии и мира становится образ седого хана. Он сжимает в кулаках остаток дней, что осталось ему прожить. Неспроста Али-Гаджи с ним заводит разговор, сближается с «седым правителем».

Рядом то ли снег, то ли сова,

Седой хан ходит по крепости.

И тех правителей, что спорят с ним,

Кидает в темницу без жалости.

Седой хан – это смерть и бессмертие в одном лице.

Вот конец жизни и начало вечности. Поэт понимает, что должен принять это как должное. Он должен с этим идти в вечный путь, и нет сил, способных остановить его. Седого хана не пленяют мирские блага.

Лирика

Али-Гаджи не лирический поэт, он поэт философский. Даже лирика в его творчестве в большей степени наполнена наставлениями и поучениями. Поэтому иногда бывает сложно воспринять и понять его лирический мир и найти там скрытую силу любви.

Временами кажется, что Али-Гаджи устает говорить о любви, и что это не основная цель его жизни и поэзии. Но в свете совести поэта открывается живительное чувство, сверкает жемчужина слова, утверждается сила красоты.

Сизый голубь Мекки и Медины,

Потерял я покой, как узнал тебя…

Шиповник красный, в полях растущий,

Горит вся душа у меня изнутри.

Есть еще одна особенность у любовной лирики Али-Гаджи. Если у Чанки и Махмуда произведения превращаются в мини-поэмы, то у Али-Гаджи каждое произведение коротко, лаконично выражает конкретную мысль.

Язык любви – язык сердца. Его стихи о любви – откровения сердца, боль и горечь души, дыхание страсти.

Али-Гаджи из Инхо – светоч духовности – смотрел в глаза истины без страха. Поэтому он смог утвердиться на той высоте, на которой собственное бессмертие и последующие эпохи, здороваются с ним за руку. Он сохраняет в этой всеобъемлющей вечности свой свет.

Удивляет красота построения его слога:

…Кипит мой разум.

Меняется цвет лица,

Когда в разноцветном платье,

Ты на крыше стоишь…

Посмотрите, как красивы брови у любимой моей,

И как у Пегаса поразителен взгляд.

Сердце наперекор всему выступает на защиту любовного огня:

Райских гурий видеть желают

Покорные Корану и Хадисам,

А ты подобна сиянию в Райских дворцах.

Али-Гаджи кажется, что коранические гурии – райские красавицы – и сады, и даже ослепительный огонь Ада несравнимы с красотой бровей его возлюбленной. Его обуревает не простое поверхностное чувство.

Правда – это правда. Она не бывает плохой или хорошей. Правда бывает только правдой.

У Али-Гаджи нет двуликих стихов. Есть стихи, написанные одним поэтом с одной целью – посвящение единственной возлюбленной или единственному врагу. Поэтому каждая строка Али-Гаджи изнутри сияет, она справедлива и звонка, как колокольчик. Любовными стихами Али-Гаджи правит талант, и даже если эти стихи написаны ради одного мига, то они причастны к вечности. Бессмертен очаг любви, и у этого очага у каждого лирика свое место, где душа греется у огня. Есть такое место и у Али-Гаджи из Инхо. Надо сказать, что именно он разжег огонь лирики в аварской литературе. До него была гениальная народная лирика, но мы говорим об огромном таланте личности, поэте-гении, творце. Али-Гаджи – исток классической аварской литературы, создатель литературного языка.

Мы видим все цвета радуги и все лики любви в лирике Али-Гаджи. Здесь и горный тур с золотой шерстью и райская птица, выросшая в цветах и тени деревьев, и родник, журчащий в ущелье, и воркующая птичка, и солнечный свет, освещающий небо и землю, и лучшая из красавиц мира, и джейран с жемчужными глазами, и белая голубка в Мекке, и райская лань с проницательным взглядом, и тело любимой, стройное, как у горной серны, и луна, озаряющая небосвод. Мы видим красивую, прекрасную женщину, достойную любви. Но все это было бы напрасным трудом, если бы поэт ограничился одним только описанием внешности. Вместе с этим Али-Гаджи открывает внутренний, духовный мир любви. Вот что главное для него. Он не воспринимает красивую, но никчемную женщину.

Состояние сердца – вот основа любви. В любовной лирике Али-Гаджи основная тема – именно состояние сердца. Он мыслит сердцем, открывая нам тайну любви. Поэт наводит мосты между своей лирикой и будущими стихами Чанки и Махмуда, дает урок поэтики и красоты.

Месть стихов

Нам с детства известны эти строки Али-Гаджи.

Да, чтоб им неладно было, и Будуну и Дибиру,

Которым мольба дорога, как мышке торба.

Муталимы тоже, чтоб муравьи их поели,

Под видом учебы ходят, воруют.

Мы попадаем в страну сатиры Али-Гаджи. Сатира – это месть стихов за всю несправедливость в мире.

Нелегко бывает мстить. Нелегко было, наверное, и Али-Гаджи, будучи имамом, дать своими стихами пощечину другим имамам и религиозным деятелям.

Но совесть поэта превыше всего. Мелкие подлые дела в этом неповторимом мире для нее не приемлемы. Поэтому, обнажив шашку чести и достоинства, превратив перо в оружие, Али-Гаджи восстал против глупости. Его сатира служит не для достижения собственных целей. В ней обнажены пороки жизни, в ней есть сила, которая разрывает в клочья все противоречащее здравому смыслу.

Проклятья всем достойным проклятья.

Мир – добродетели – вот цель сатиры Али-Гаджи.

Как вы подлы – подхалимы царей,

Каждый мстит за бедность народа.

Не сомневайтесь, настанет день народа.

И он вам отомстит пусть и через сто лет.

Да, его мысль острая, как лезвие бритвы, мстит и через сто лет сегодняшнему сброду – подхалимам и шайкам воров. Так было и так будет. Али-Гаджи просто так никогда словами не бросался. Весы его мыслей взвешивали добро, которое совершено человечеством, и зло, от которого стонет род людской. Его мысли становятся волнами «моря разума».

Вот как он говорит о бедняке:

Как голодные шакалы паршивую козу,

Тебя унесут на кладбище.

И без малейшей жалости, как овцу

Закинут тебя они в яму.

Названия сатирических и обличительных стихов Али-Гаджи говорят сами за себя: «На смерть бедняка», «Астрология», «Лгун», «Сплетнику», «Богатым», «Пьянство», «Расточительство», «Шейхам», «На двоеженство» и т. д.

Молодое, здоровое тело и гордое сердце.

Не губи, выпивая, бузу,

Приструни себя, бедняк.

Каждое поучение – завещание поэта. Поэту претило пьянство.

Море разума

Большинство произведений Али-Гаджи носит истинно воспитательный характер. Но его наставления никогда не надоедают, не становятся обузой, их хочется слушать, они указывают верный путь, побуждают к человечности, сохранению достоинства и чести, учат человеколюбию, братству, обучают жизни, приближают к наукам, отдаляют от невежества:

Завязав два узелка на завистливом сердце

Все делать назло – недопустимо.

… Едешь ли верхом, идешь ли пешком –

Дружи всегда с водой – в этом чистота…

… Науки совершенной держись,

Поручень крепкий имей.

… Будь со всеми добр одинаково,

Ведь недолог правителей век.

… Сердечно люби далеких, но лучших.

Али-Гаджи еще говорит:

Как прекрасна речь того,

Кто страстно желает новое познать.

Эти строки сегодняшние поэты могут использовать как эпиграф для своих стихов.

Если есть огонь страсти, ум для познания нового, будет услышано слово поэта, и оно станет свидетелем его дел, жизни и любви, эхом судьбы.

Для Али-Гаджи самым важным и дорогим является любовь к родине и выполнение долга перед ней:

Выполнявших долг перед родиной,

Померкнувших звезд не забудутся имена.

Вот такими выражениями украшено каждое произведение Али-Гаджи назидательного характера. Чем больше поэт мыслит о мире, познает тайны жизни, тем больше мудрости в его лирике. Чем она богаче, тем больше для нее простора.

Али-Гаджи из Инхо открыл свойственный только его лирике остров назидательных произведений. Вокруг поэта бушует и бьется вечными волнами беспокойства море разума. Капли разума из свободного сердца поэта летят в наши сердца. Если бы их не было, мы бы обеднели, а души наши очерствели бы.

Многие даже не задумываются над тем, как рождается стихотворение. Это трудно понять, а вот что об этом говорит мастер:

Перо, ты шепни чернилам

О состоянии моей души.

Страсть, стань стоном души.

Когда страсть души, ставшая стоном, превращается в выдох, это и есть поэзия. И того, кто выдыхает, называют поэтом. Поэта судят по бесцельно прожитым дням и ночам. Надо понять это, чтобы понять минуты мудрости и муки творчества. Всегда трудно бороться со временем и выиграть в этой борьбе.

У Али-Гаджи со временем нескончаемый спор:

Я надел капкан мирской ноши на шею,

И свет ясных дней померк.

Глаза, привыкшие к свету,

Застит черное время, тяжелое, как чугун.

Поэта, который мог размышлять о звездах, что украшают небо, мучит мирская суета, он – вместе с болью народа.

Народ – это рука, а поэт – палец на этой руке. В этом есть большое счастье и несчастье.

«Капли с неба упали на мое тело», – пишет поэт.

Мысли поэта доходят до космоса:

«В мире, крутящемся быстро, как точило», подобно ножу, наточился талант Али-Гаджи. Его стихи и слова были с народом и остались в народе. Этим он и ценен.

Как совершены и точны его слова о земле:

Справедливей тебя не видел я,

Ты всех уравняла: бедняка и богача,

злодея и добряка, праведника и пророка.

Всех забираешь, не выделяя никого.

В жизни надо быть прежде всего людьми, считает поэт. ведь на земле мы родились, и в землю уйдем.

Пока не оседлал коня вестник смерти

Знай, что надо оставить добро на земле, хоть и малое.

Добро остается, оставляя след в людских сердцах. Вот в чем высота таланта Али-Гаджи.

На плечах Дагестана, как на военной форме,

Есть знаки отличия, недоступные многим –

Бесстрашие и ум горцев –

Достоинства, которыми владеют горы.

Вот таким горцем и поэтом является Али-Гаджи из Инхо. Его талант, как знак отличия, находится и будет находиться на плечах Дагестана.

АФОРИЗМЫ АЛИ-ГАДЖИ ИЗ ИНХО

Кто без труда хочет успеха,

Пусть без серпа пожнет не засеянное поле.

Думаю, что если бы кроме этого двустишия Али-Гаджи не написал бы ничего, он все равно остался бы навсегда в аварской литературе. Настоящий поэт зря слова не скажет. Его речь становится совершенным уроком жизни. Уроки в стихах Али-Гаджи состоят из афоризмов, собранных в двустишия и четверостишия. Коротким стихам нужно больше всего совершенства, лаконичности, сжатости мыслей, внутреннего сияния. Двустишиями измеряют совершенство и мастерство поэта. Мастер слова, учитель разума – эти два эпитета хочется произнести, читая афоризмы Али-Гаджи.

Сам поэт говорит:

В одном моем выражении найдете два тайных смысла,

Здесь мудрецу откроется столько скрытого жемчуга.

Два смысла… Это есть основа стихов, главная цель, сокрытая между строк.

Мудрость, спрятанная в строках, красота, о которой нужно знать, вложенная в речь.

Вставить в стих жемчуг с двумя смыслами бывает трудно, но чем труднее, тем нужнее.

Мудрец не даст человеку пропасть,

даже если перед ним окажется враг.

Творчество начинается не только с любви к человеку, но и с понимания врага. С умения прощать начинается мудрость.

«Не оспаривай глупца», – писал Пушкин. Подобное пишет и Али-Гаджи:

Не зови смерть оттого, что тебя оклеветали –

Дерево без фруктов палкой не бьют.

Не ищи у легкомысленных правду –

Из соляных мешков мед не потечет.

Эти четыре строки стоят четырехсот других. Да, бесполезное дело спорить с глупцом и драться с лжецом.

Но… Но трудно поэту, когда они одерживают верх.

Сколько хороших дел, от которых убегает человек,

Сколько вредных дел, без которых не может человек.

Зло оборачивается против тех, кто его творит: подлеца убивает его же подлость, невежду убивает его же невежество, лжеца губит ложь, изменник умирает от измены. Когда-нибудь, рано или поздно, мы покинем этот мир. И только от самого человека зависит, какой будет его жизнь с рождения до смерти. Будет ли она родником добра или болотом зла.

Поэт Али-Гаджи из Инхо – это творец своей судьбы.

Проходит жизнь моя, похожая на растущую ветку тополя.

Оставляю я мир, как дорогу иноходец.

На этой дороге встречаешь многое. И убивающее тебя, и убиваемое тобой. Но чтобы очистить дорогу от камней и кустарника, нужно время и силы. Это могут не многие, и счастлив тот, кто способен сделать это. Поэт находит лекарство для болезней времени, его слова смывают грязь времен.

Али-Гаджи постоянно размышляет о самом дорогом сердцу человека и призывает к добру. Если даже тело нездорово, душа должна остаться здоровой, ее нужно сохранить в чистоте. Верить времени нельзя, оно изменчиво. Но нельзя изменить человеческой совести, нельзя продавать свое достоинство ни за какие деньги. «Будь милосердным к маленькому человеку», – говорит Али-Гаджи. Ведь этот маленький человек создает этот мир, он бережет веру и родину.

Бедняка и нищего уважай,

В трудную минуту их помощь будет значительна.

Али-Гаджи себя не возвышает над другими. Это признак мудрости. Его главная цель – до конца оставаться человеком.

Много дней, ночей, и долог путь.

Послесловие

Этим не заканчиваются размышления и раздумья об Али-Гаджи из Инхо и его творчестве. Настали времена, когда о нем пишут книги. Буду рад, если мои мысли хоть немного откроют огромный поэтический мир Али-Гаджи, и если здесь есть хоть капелька из «моря разума» его. Вновь слышу его голос:

У времени три разных дня –

Один – прошедший день, уже не вернется,

Второй – сегодняшний, не вечен,

Третий – неведомый, наступает.

Спасибо поэту. Спасибо Али-Гаджи из Инхо.

Народный поэт Дагестана, Магомед Ахмедов